Будни испытателейкурьезы с испытаний автобуса 38ас
Содержание:
- ГАЗ-66 технические характеристики
- ГАЗ-66 — технические характеристики
- Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах
- Описание базовой модели
- Модификации ГАЗ-66
- История появления «шишиги»
- Устройство
- Санитарные машины и автобусы
- Другие сплавы из категории Сталь конструкционная повышенной обрабатываемости резанием
- Технические характеристики
- Облаков заманчивые дали
ГАЗ-66 технические характеристики
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 2000 кг. |
Разрешенная максимальная масса | 5600 кг. |
Габариты | |
Длина | 5805 мм. |
Ширина | 2322 мм. |
Высота по тенту | 2520 мм. |
Колесная база | 3300 мм. |
Дорожный просвет | 315 мм. |
Глубина приодолеваемого брода | 1 м. |
Двигатель ГАЗ-66 бензиновый | |
Марка | ЗМЗ-513 |
Рабочиц объём | 4254 см3 |
Мощность | 115 л.с. |
Количество цилиндров | 8 |
Конфигурация | V |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Количество клапанов | 16 |
Материал БЦ и ГБЦ | алюминий |
Диаметр поршня | 92 мм. |
Ход поршня | 80 мм. |
Рекомендованное топливо | А-76, А-80, газ |
Питание карбюратор | К-126, К-126Б, К-126М |
Двигатель ГАЗ-66 дизельный | |
Марка | Д-245 |
Рабочиц объём | 4750 см3 |
Мощность | 117-122 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Конфигурация | V |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Количество клапанов | 8 |
Материал БЦ и ГБЦ | алюминий |
Диаметр поршня | 110 мм. |
Ход поршня | 125 мм. |
Трансмиссия ГАЗ-66 | |
КПП | Механическая 4-х ступенчатая |
Раздаточная коробка | С понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Привод | Задний или полный |
Колеса | Специальные 8,00-18. Шины 12,00-18. |
Максимальная скорость | 95 км/ч |
Расход топлива/марка топлива | 21 л./А-72,А-76,АИ-80 |
Ёмкость топливных баков | 210 л. |
Ёмкость АКБ | 75 А/ч |
ГАЗ-66 — технические характеристики
Размеры ГАЗ-66 достаточно компактны, при этом длина кузова составляет 5805 мм, ширина – 2322 мм, высота – 2520 мм, чего вполне достаточно для перевозки крупногабаритных грузов. Колёсная база этого автомобиля составляет 3300 мм. Ширина колеи для передних колёс составляет 1800мм, при этом ширина задней колеи – 1750мм. Такие характеристики позволяют автомобилю уверенно двигаться в пределах колеи. Грузоподъёмность данного автомобиля составляет 2 тонны, причём этот вес ГАЗ-66 должен везти по любой (даже по самой сложной) местности.
Так как кабина ГАЗ-66 расположена над двигателем, это делает обзорность из кабины просто удивительной. Высота кабины также способствует улучшению обзорности. Конечно, такое расположение кабины имеет и свои минусы:
Залезть в кабину достаточно сложно (по сравнению с другими грузовыми автомобилями);
Размер кабины небольшой, что делает поездки на дольгие дистанции утомительными;
Летом мотор очень сильно нагревает кабину;
Солдаты, которым приходилось передвигаться на ГАЗ-66 в условиях ведения боевых действий, старались занимать место в кузове
Данная предосторожность была неслучайной, ведь кабина, которая находится прямо над колёсами, сразу поражается осколками мины, на которую может наехать автомобиль.
Максимальная скорость ГАЗ-66 составляет 90 километров в час, после чего срабатывает ограничитель скорости. Так как данный автомобиль разрабатывался для пересечённой местности, высокие скоростные характеристики данному автомобилю не нужны. Двигатель ГАЗ-66 оснащён предпусковым подогревателем.
Коробка передач ГАЗ-66 механическая, имеющая 4 передачи, причем две из них с синхронизаторами (третья и четвёртая). Понижающий делитель обычно включается при преодолении крутых склонов или на бездорожье. Именно этой функцией активно пользуются современные владельцы ГАЗ-66, приобретающие их для охоты или участия во внедорожных соревнованиях. Для тех, кто часто использует данный автомобиль на дорогах с качественным покрытием, очень кстати будет функция отключения переднего моста ГАЗ-66, которая помогает экономить топливо.
Если поинтересоваться у реальных владельцев расходом топлива, окажется, что заводские параметры значительно занижены. Средний расход топлива ГАЗ-66 по отзывам владельцев, составляет около 30 литров. Причём это число увеличивается, когда автомобилю приходится ехать по бездорожью.
Шины, которые стандартно устанавливались на ГАЗ-66, имеют размер 320х80 R18, имеющие внедорожный рисунок протектора. Шины такого размера позволяют данному автомобилю успешно преодолевать глубокие броды, грязь и снег. При таком размере шин существует проблема разворота, радиус которого составляет около 19 метров. На автомобиле ГАЗ-66 установлена система автоматической подкачки шин, которая работает благодаря компрессору, имеющему привод от двигателя.
Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах
- Макс. длина (с лебёдкой): 5,806 м; Ширина: 2,322 м; Высота по тенту без нагрузки: 2,520 м; Высота по кабине с полной массой: 2490 мм.
- Грузоподъёмность: 2000 кг; Масса: 3470 кг; Разрешённая максимальная масса: 5940 кг.
- Колёсная база: 3,3 м; Колея передних колёс: 1,8 м; Колея задних колёс: 1,75 м.
- Дорожный просвет: от 315 мм до 870 мм.
- Радиус поворота: 9,5 м.
- Глубина преодолеваемого брода (по дну): 0,8 м.
- Объём топливных баков: 2 по 105 литров.
Двигатель ГАЗ-66
Штатный двигатель ГАЗ-66 – ЗМЗ-66 Заволжского моторного завода – карбюраторный, восьмицилиндровый четырёхтактный, V-образной компоновки, с жидкостным охлаждением. Рабочий объём данного мотора – 4254 кубических сантиметра.
- Мощность – 120 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 оборотов в минуту) – 284,4 Нм.
- Диаметр цилиндра –92 мм. Ход поршня – 80 мм.
- Степень сжатия: 6,7.
- Масса двигателя: 262 кг.
- Тип карбюратора: К-126 (до конца 80-х годов) или К-135 (оставшиеся годы производства).
- Вид топлива: низкооктановый бензин (А-76).
- Расход топлива: 20-25 литров на 100 километров.
Мотор ГАЗ-66 оказался и короче, и меньше по габаритам мотора ГАЗ-63. Двигатель автомобиля ГАЗ-66 был также снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.
Мотор ЗМЗ-66-06 под кабиной «шишиги».
Гораздо меньшая часть грузовиков ГАЗ-66 была укомплектована двигателем ЗМЗ-513.10, представляющим собой усовершенствованный на рубеже 80-х/90-х годов вариант мотора ЗМЗ-66-06 (объём тот же, мощность – 125 л.с.)
В 90-х годах в небольшом количестве также выпускались ГАЗ-66 с дизельным двигателем ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм; а также с турбированными дизелями ГАЗ-5441. (116 л.с.). Данные модификации получили индекс ГАЗ-66-41.
Определённая производителем максимальная скорость составляет 90 км/ч. Хотя и есть возможность самостоятельно снять ограничитель оборотов двигателя (тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час), данному автомобилю это, в общем-то, ни к чему.
Трансмиссия, ходовая часть, рулевое и тормозное управление
Коробка переключения передач на ГАЗ-66 механическая, 4-х ступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Раздаточная коробка имеет две передачи, с понижающей и отключаемым передним мостом. Включение прямой передачи в РК ещё не означает отключения переднего моста. Он включается отдельным рычагом и может работать при любой передаче в «раздатке». Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, имеется гидроусилитель.
С целью облегчения управления автомобилем использованы не только синхронизаторы. С той же целью в конструкцию рулевого управления введён гидравлический усилитель, применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Сцепление сделано по однодисковому типу, также установлен гидропривод.
Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать.
Рабочая тормозная система – раздельная (но данное техническое решение стало применяться только в 80-90 гг. производства модели); стояночная – барабанный трансмиссионный тормоз. Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и гидровакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колёса грузовика. Но «ручник» установлен на валу привода заднего моста. А в этом случае, блокировать и передние колёса он может только тогда, когда в «раздатке» включён и передний мост.
Мосты ГАЗ-66
Ведущие мосты ГАЗ-66 гипоидного типа. Конструкция заднего моста ГАЗ-66 представлена следующими узлами и деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальное число оборотов, передаваемое от карданной передачи на полуоси, и увеличивает крутящий момент на колёсах.
Редуктор ГАЗ-66 состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерней главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади.
Задний мост ГАЗ-66 – агрегат с цельной балкой моста; главная передача одинарная, гипоидная, полуоси полностью разгруженные.
Описание базовой модели
Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.
Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.
Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.
Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.
Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.
Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.
Основные преимущества грузового автомобиля «Урал-6464» представлены в нашем обзоре.
А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».
За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:
- «66А» с лебедкой;
- «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
- модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
- единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.
Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.
В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.
На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.
Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:
- Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
- Дорожный просвет составляет 315 мм.
- Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
- Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
- Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
- Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
- В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.
Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.
Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.
- Подвеска впереди и сзади зависимая, рессорная. Концы рессор находятся на резиновых опорах. На обоих мостах имеются амортизаторы.
- Рулевое управление — червячное с роликом. На РУ установлен гидроусилитель.
- Привод у тормозной системы сделан с гидровакуумным усилителем. Тормоза на колесах колодочного типа.
- Стартер СТ-130Б, аккумулятор 6-СТ66-ЭМ. Напряжение бортовой сети 12В.
- В топливные баки можно залить 210 литров.
Модификации ГАЗ-66
ГАЗ-66-1 (1964—1968)
— первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинахГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкойГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стеклаГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощностиГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинахГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкойГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкойГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модельГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкойГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощностиГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкойГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 тГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.ГАЗ-66-31 — шасси для самосваловГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северныйГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусовЭкспортныеГАЗ-66-51 (1968—1985)ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкойГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатомГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатомСпециализированныеАП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».МЗ-66 — маслозаправщик.Р-142 — командно-штабная машина3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).АвтобусыНЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.ПАЗ-3201 , полноприводный вариант ПАЗ-672.ПАЗ-3206 , полноприводный вариант ПАЗ-3205.
История появления «шишиги»
Небольшой и манёвренный среднетоннажный грузовик, который мог бы решать универсальный круг задач, нужен был армии как воздух. Именно Министерство обороны выступило заказчиком нового автомобиля взамен устаревающему ГАЗ-63. Этот грузовичок хоть и был «проходимцем» с высоким клиренсом и полным приводом, не всегда справлялся с поставленной задачей, был склонен к опрокидыванию при повороте с гружёным кузовом, а личного состава брал на борт совсем немного.
Вторым мотивом, побудившим конструкторское бюро ГАЗа приступить к разработке новой машины, было развитие воздушно-десантных войск. Понадобилась лёгкое и мобильное шасси, которое можно было бы затолкать в самолёт, а потом выбросить с парашютом. Для этих целей капотные версии не годились, и заводчане придумали новую компоновку.
В прототипе, который получил индекс ГАЗ-62, была реализована схема «кабина над двигателем».
При сохранении колёсной базы это дало увеличение кузова, равномерную развесовку по осям, лучший обзор, а вот передний и задний свесы, наоборот, уменьшились. Не складывалось лишь с высотой: полноразмерная кабина никак не вмещалась в отсеки стоявших на тот момент на вооружении военно-транспортных самолётов. Выход нашли, сделав вместо крыши съёмный тент. Лобовые и боковые стёкла в дверях откидывались, значительно понижая профиль машины.
Параллельно велась разработка и другой машины, ГАЗ-66. Она была совсем не похожа на ту, что пошла в серию. У неё был капот, как и у ГАЗ-63, а отличия были преимущественно в ширине колеи, чтобы улучшить устойчивость.
ГАЗ-62 был довольно удачен, но всё решил инцидент с тогдашним главнокомандующим сухопутными войсками Чуйковым. Когда ему показали перспективный грузовик с грузоподъёмностью 1,2 тонны, он спросил:
— А можно ли сделать такие машины большей грузоподъёмности?
— Можно, — ответили конструкторы (имелся в виду разрабатывавшийся параллельно ГАЗ-66).
— Ну так о чём тут говорить, товарищи? — после этого судьба более лёгкого ГАЗ-62 была решена.
Кстати, внешне обе машины практически одинаковы и различаются только размерами. Плюс ко всему дошедшие до сегодняшнего дня «шишиги» все имеют цельнометаллическую кабину. Экземпляры ранних лет выпуска со съёмным тентом поставлялись только в части ВДВ и были утилизированы после окончания эксплуатации.
Став на конвейер, «шестьдесят шестой» выпускался вплоть до развала СССР, а после — российскими предприятиями до 1999 года. В 1969 году он одним из первых изделий советской промышленности получил знак качества — фирменный пятиугольник со стилизованной фигурой рабочего.
Вспоминая о легендарной машине, нельзя не задаться вопросом, откуда такое диковинное прозвище — «шишига»?
Есть версия, согласно которой вездеход прозвали по аналогии с нечистой силой, аналогом лешего, который жил на болотах и в чащобе. Дескать, эта машина чувствует себя в самых отдалённых уголках бездорожья, как дома. Но это скорее легенда — вряд ли солдаты знали о славянском пандемониуме. Скорее всего, слово просто является искажённым и шуточным прочтением «шестьдесят шесть», о чём свидетельствуют и другие прозвища: «шишка», «шишак», «шишарик».
Устройство
ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.
Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.
ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.
Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.
Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:
- ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
- промежуточный вал с зубчатыми колесами;
- вал привода заднего моста;
- управляющий механизм;
- вал привода переднего моста.
Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.
Санитарные машины и автобусы
Санитарные машины и автобусы
Опыт разработки и изготовления опытных кузовов-фургонов в середине 1960-х годов позволил военному заводу № 38 выйти в лидеры по созданию более рациональных и практичных специальных армейских полноприводных пассажирских и санитарных автобусов вагонной компоновки на шасси ГАЗ-66. Их мелкосерийное изготовление осуществлялось другими военными предприятиями. В 1970 – 1980-е годы им на смену пришли упрощенные автобусы с доработанными типовыми кузовами-фургонами. На базе ГАЗ-66 монтировали также специальное медицинское оборудование войсковых пунктов первой помощи.
Другие сплавы из категории Сталь конструкционная повышенной обрабатываемости резанием
Марка сплава | ГОСТ | Хим. состав |
---|---|---|
А11 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 97.6%Mn0.8-1.2%S0.15-0.2%C0.07-0.1%P0.06-0.1%… |
А12 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 98%Mn0.7-1.1%Si0.15-0.3%S0.08-0.2%C0.08-0.1%P0.08-0.1%… |
А20 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 98.1%Mn0.7-1%C0.17-0.2%Si0.15-0.3%S0.08-0.1%… |
А30 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 98%Mn0.7-1%C0.26-0.3%Si0.15-0.3%S0.08-0.1%… |
А35 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 97.9%Mn0.7-1%C0.32-0.4%Si0.15-0.3%S0.08-0.1%… |
А35Е | ГОСТ 1414 — 75, в последней версии материал отсутствует | Feот 97.5%Mn0.5-0.8%C0.32-0.4%Si0.17-0.3%S0.06-0.1%Se0.04-0.1%… |
А40Г | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 97.2%Mn1.2-1.55%C0.37-0.4%S0.18-0.3%Si0.15-0.3%… |
А40ХЕ | ГОСТ 1414 — 75, в последней версии материал отсутствует | Feот 96.6%Cr0.8-1.1%Mn0.5-0.8%C0.36-0.4%Si0.17-0.3%S0.06-0.1%Se0.04-0.1%… |
А45Е | ГОСТ 1414 — 75, в последней версии материал отсутствует | Feот 97.4%Mn0.5-0.8%C0.42-0.5%Si0.17-0.3%S0.06-0.1%Se0.04-0.1%… |
АС11 | Feот 98.1%Mn0.8-1.1%Pb0.15-0.3%S0.15-0.2%C0.07-0.1%… | |
АС12ХН | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.8%Ni0.5-0.8%Cr0.4-0.7%Mn0.3-0.6%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%C0.09-0.1%… |
АС14 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 97.5%Mn0.5-0.8%Pb0.15-0.3%S0.15-0.3%C0.1-0.17%… |
АС14ХГН | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 95.6%Cr0.8-1.1%Ni0.8-1.1%Mn0.7-1%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%C0.13-0.1%… |
АС19ХГН | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 95.4%Cr0.8-1.1%Ni0.8-1.1%Mn0.7-1.1%Si0.17-0.3%C0.16-0.2%Pb0.15-0.3%… |
АС20ХГНМ | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.1%Mn0.7-1.1%Cr0.4-0.7%Ni0.4-0.7%C0.18-0.2%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%Mo0.15-0.2%… |
АС30ХМ | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.4%Cr0.8-1.1%Mn0.4-0.7%C0.27-0.3%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%Mo0.15-0.2%… |
АС35Г2 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.6%Mn1.35-1.6%C0.32-0.3%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%S0.08-0.1%… |
АС38ХГМ | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.1%Cr0.8-1.1%Mn0.6-0.9%C0.34-0.4%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%Mo0.15-0.2%… |
АС40 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 97.4%Mn0.5-0.8%C0.37-0.4%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%… |
АС40Х | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.3%Cr0.8-1.1%Mn0.6-0.9%C0.36-0.4%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%… |
АС40ХГНМ | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 95.6%Ni0.7-1.1%Cr0.6-0.9%Mn0.5-0.8%C0.37-0.4%Si0.17-0.3%Pb0.15-0.3%Mo0.15-0.2%… |
АС45Г2 | ГОСТ 1414 — 75 | Feот 96.9%Mn1.35-1.6%C0.4-0.48%S0.24-0.3%Pb0.15-0.3%… |
АСЦ30ХМ | ТУ 13-134-101 — 75 | Feот 97.3%Cr0.9-1%Mn0.6-0.7%C0.29-0.3%Si0.27-0.3%Mo0.2-0.25%Ni0.09-0.1%S0.028-0.05%P0.012-0.017%Ca0.001-0.003%… |
АЦ20ХГНМ | ТУ 14-134-115 — 76 | Feот 97.1%Mn0.7-0.85%Ni0.5-0.6%Cr0.4-0.6%Si0.23-0.3%C0.19-0.2%Mo0.17-0.2%S0.042-0.07%P0.013-0.028%Ca0.002-0.007%… |
Технические характеристики
При разработке автомобиля стояла задача изготовить устойчивое, мощное изделие. Авто Газ 66 обладает такими техническими показателями:
- грузоподъемность – 2 т;
- наибольшая масса транспортируемого груза – 5,9 т;
- габариты – 5,8х2,32х2,52 м;
- дорожный просвет – 315 мм;
- колея передних колес – 18 см;
- колея задних колес – 17,5 см;
- наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 м;
- наибольшая скорость – 90 км/час;
- давление в колесах – 0,5-3,0 кг/см2.
Технические показатели автомобиля рассчитаны для езды по плохой местности.
Характеристики двигателя
При разработке модели было принято решение об ее оснащении мотором Заволжского моторного завода. Военный Газ 66 имел четырехтактный двигатель с восьмью цилиндрами карбюраторного вида. Вследствие V-образной конструкции агрегат был небольших размеров.
Основные характеристики:
- марка мотора – ЗМЗ-66-06;
- тип двигателя – бензиновый;
- объем – 4,254 л;
- мощность – 120 л.с.;
- тип охлаждения – жидкостный;
- наибольший крутящий момент – 284,4 Нм;
- частота вращения – 2500 об/мин;
- диаметр цилиндра – 9,2 см;
- ход поршня – 8 см;
- разновидность карбюратора – К-126, К-135;
- материал изготовления – алюминиевый сплав;
- вес мотора – 262 кг.
Для запуска в холодное время года предусмотрен предпусковой подогреватель ПБЖ-12. В конце 80-х годов автомобиль комплектовался мотором марки ЗМЗ-513-10 с мощностью 125 л.с. Позднее разрабатывали силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе с турбосистемой. Модификация с таким мотором значилась как Газ 6641.
Кабина Газ 66
Кабина
Кабина Газ 66 имеет наддвигательное расположение. Конструкция выполнена из цельного металла. В кабине оборудованы два кресла для водителя и пассажира. Они разделены металлическим кожухом, предназначенным для покрытия мотора. При отрицательных температурах кожух служил дополнительным устройством подачи тепла из-за нагретого двигателя. Для комфорта длительных поездок установлено подвесное спальное место, состоящее из гамака, крючков. Присутствует вентиляционные отверстия и отопители. Передние стекла снабжены очистителями, механизмами обмыва. А также предусмотрен обдув лобового стекла.
Чтобы подобраться к мотору, кабину необходимо откинуть вперед. Это производится легко благодаря наличию шарниров. Из-за несъемного кожуха мотора переключатель передач находится поодаль от водителя: справа внизу. Размер кабины Газ 66 – 2,42х2,49х2,32 м с учетом высоты колес.
Расход топлива
Бак машины рассчитан на 210 литров. При средней скорости передвижения 70 км/час расходуется 20-25 литров на 100 километров.
Облаков заманчивые дали
Один из этапов испытаний 38АС предусматривал движение на максимальной скорости. Заезды решили проводить на заснеженном укатанном проселке. Но в одном месте дорога была как хороший трамплин, о котором водитель, естественно, не знал. Что произошло дальше, представить несложно – на трамплине автобус оторвался от земли и совершил самый настоящий полет. По сути это было ЧП: автобусам летать не положено, да и закончиться все могло плачевно. Но молодой задор (Александр Васильевич в то время был майором) и необычность ситуации так вдохновили испытателей, что они решили повторить полет на автобусе еще раз, заодно запечатлев его на пленку. Сказано – сделано! Естественно, козырной снимок поместили в отчете по испытаниям 38АС на самом видном месте и с этим «компроматом» отправились на автозавод в Горький для согласования шасси ГАЗ-66 под свой автобус. Можете себе представить реакцию начальника конструкторского бюро ГАЗа Просвирина Александра Дмитриевича, когда он увидел фото. Ведь если автобусы в армии начнут летать, то все рекламации по шасси посыпятся на Горьковский завод. А с другой стороны, главный конструктор не мог не возгордиться тем, что на его заводе создали шасси, которое не только выдерживает полет, но и повторяет его дважды, при этом сохраняя способность к дальнейшему передвижению. В общем, между собой договорились так – спецы из Бронниц больше никому и никогда не показывают эти снимки, а Александр Дмитриевич дает согласие на использование шасси. С тех пор Просвирин крепко запомнил лихого майора, а Протасову по роду службы частенько приходилось ездить на ГАЗ, но начальник КБ оказывал всегда любую помощь.