Чернский романтик: как собрать в деревне музей из 300 ретро-автомобилей
По пути Толстого
Конечно, такие экспонаты не могли не засветиться в съёмках, например, в фильме Ивана Дыховичного «Копейка», и в различных клипах: от группы «Дюна» до хип-хоп-исполнителя «найтивыход». Здесь бывал и известный российский актер Александр Робак, и журналист и урбанист «всея Руси» Илья Варламов. Впрочем, Михаил Юрьевич не делит своих посетителей на «VIP» и «не VIP», он рад каждому гостю.
Вместе с женой они выживают за счет натурального хозяйства, скромной пенсии и пожертвований от посетителей. Вход в музей бесплатный, но гости часто оставляют за «билет», сколько могут – всё идет на поддержание автопарка.
В планах Красинца сделать мастерские и собрать всю каталожную коллекцию, если, конечно, позволит здоровье и финансы.
Михаил Юрьевич говорит, что примером для подражания и вдохновения ему служит музей-усадьба «Ясная Поляна»: вот как надо управляться с историческим наследием, развивать международные связи.
И, кажется, что эта оптимистичность, эта вера в себя, в свою мечту, в людей у Михаила Юрьевича неиссякаемые. Да, сейчас не лучшие времена. Да, машины ржавеют. Да, помощи маловато. Но пока сюда приезжают и приезжают гости, музей будет жить, он нужен, а значит, всё не напрасно.
Единственные в мире
Энтузиазм и трудолюбие Михаила Юрьевича сделали его музей известным не только по всей стране, но и за её пределами. К нему в гости приезжают и молодые ребята, которые зовут его «дядя Миша», и гости автофестивалей, проходящих в Туле и Калуге, и те, кто специально приехал издалека.
Кстати, самому Дмитрию всего 22 года. В музее он впервые побывал подростком и проникся этой идеей: собрать все эти машины для будущих поколений. Видя, что с ведением соцсетей «дядя Миша» не справляется (и так много забот), Дмитрий предложил свою безвозмездную помощь. С тех пор он является и модератором группы, и в какой-то степени пресс-службой музея.
Что же едут смотреть из Франции в Черноусово? Конечно, большую часть коллекции составляют машины производства АЗЛК. Своих «подопечных» Михаил Красинец расставляет в определенном порядке и обязательно заносит в строго выверенный каталог с фотографиями.
Всего он планирует собрать представителей 12 автозаводов СССР. Причем изначально таких планов не было, рассчитывал, что обойдется парой десятков самых известных спортивных «Москвичей», но небольшое хобби со временем переросло в дело всей жизни.
Самые первые машины из Москвы пригнали на собственном ходу. 15, правда, спасти не удалось: во время переезда их забрали на свалку прямо со двора. Тогда мало кто думал, что они представляют ценность. В 90-х подобные машины покупали очень задёшево. Ведь тогда из-за границы наконец разрешили привозить иномарки, и все пацаны катали своих девчонок, конечно, не на дедушкиных «Победах», а на иномарках. Ездили на хоть каких: кривых, битых – дорвались. А ретро-энтузиасты в это время собирали машины, которым готовили место на помойке. Кто знал, что спустя пару десятков лет они станут предметом интереса не только для российских автолюбителей, но и местом притяжения для коллекционеров со всего мира.
В музее есть и представительские «Чайки», и элегантные «Победы», и десятки «Москвичей», по салону которых легко проследить вектор развития отечественного автопрома: вот хромированный руль, сидение ещё слитное, в виде дивана, а вот сидение уже разделили на два кресла, как мы и привыкли сейчас. Отдельный сегмент — это советские автомобили спецслужб: скорая помощь, милиция, такси. А из гаража «Тульской филармонии» музею перешли два микроавтобюуса РАФ и «Волга».
Есть и совсем редкие уникальные экземпляры завода АЗЛК. Например, «Москвич 3-5-5», «Москвич-316» и «Москвич-2140» (больше известный как «Боливар»). Это прототипы, перспективные разработки, которые по экономическим причинам так и не пустили на конвейер. Единственные в своем роде.
«Москвич 3-5-5» — прототип инновационного семейства Москвичей, которое должно было быть запущено на замену «Москвича-412», но вместо него по экономическим причинам пошло в серию морально устаревшее семейство 2140. Единственный сохранившийся Москвич 3-5-5 стоит у Михаила Юрьевича. «Москвич 416» – прототип настоящего джипа от советского атвопрома, который должен был пойти в серию вместо «Нивы», но Брежнев в итоге выбрал её. Сейчас экземпляров этой машины осталось всего три.
«Москвич-2140 Боливар» – это уникальный эвакуатор на базе легковой машины, построенный вручную с целью транпспортировки на нем разбитых на краш-тестах Москвичей. Да-да, кого-то может удивить, что на заводе АЗЛК и 30 лет назад были краш-тесты!
В коллекции можно встретить точную реплику «Волги», на которой в конце 60-х команда ГАЗа участвовала в престижном ралли Монте-Карло. Или пощупать легендарный «Бьюик 8» – иномарки здесь тоже есть, но им уделено меньшее значение.
Побег из города
«Музей работает в любое время и без выходных, но ночью приезжать всё же не стоит», – эту лаконичную информацию о часах посещения «Автомузея М. Ю. Красинца» можно узнать из группы в «ВКонтакте». Добраться сюда не очень просто, но желающих его посетить это не останавливает, ведь владельцу этого места есть чем похвастаться и о чём рассказать.
Уникальную в мире коллекцию из более чем 300 автомобилей советского производства собрал бывший гонщик и механик команды АЗЛК Михаил Юрьевич Красинец. Во времена перестройки работу теряли многие, государственные предприятия закрывались и упразднялись: кто-то не справился с этим, кто-то ушёл в бизнес, а кто-то нашёл новый смысл существования. Сейчас Красинец является одновременно и директором, и смотрителем, и экскурсоводом в своих владениях. В следующем году музей отпразднует уже 25-летний юбилей! А началось всё с 30 машин в одном из столичных дворов.
Первая «экспозиция» находилась прямо возле дома Михаила Юрьевича: «Москвичи» и несколько «иномарок». Коллекция росла, и места для неё под окнами уже не хватало. Положение становилось тупиковым, но выход нашёлся! Красинец с женой решили продать свою столичную квартиру и перебраться жить на дачу, в деревню Черноусово Чернского района. Находится она как раз на границе Тульской и Орловской областей. И здесь супруги живут уже 24 года.
В планах хозяина музея собрать всю каталожную коллекцию из советских легковых автомобилей, любовь к которым он приобрёл ещё со времён гоночной молодости. В 2003-м году районная администрация пошла навстречу музею и разрешила использовать для «постоянной выставки» участок земли рядом с домом. Раньше здесь сажали картошку, потом делать это стало некому, и место превратилось в пустырь. Теперь на этой территории находится порядка 2/3 всей коллекции ретро-автомобилей.
Как добраться и что ещё посмотреть
Музей находится в Чернском районе Тульской области. Путь из Москвы по трассе М2 «Крым» займет около четырех часов. Подробная схема проезда есть в группе музея в «ВКонтакте», обязательно воспользуйтесь ею, чтобы не повторить судьбу французского туриста.
Музей работает без выходных, открыт в разумное для посещения время. Вход бесплатный, но хозяева будут рады любой помощи.
За справочной информацией можно обратиться к администратору и помощнику Михаила Юрьевича Дмитрию Головчику
Обратите внимание, что Дмитрий – живет в Уфе, а не в Тульской области. Телефон Дмитрия для срочных вопросов: 8 (987) 874-58-78.
Еще одно важное предупреждение для посетителей: экспонаты не продаются, как и автозапчасти от них. Ни за какие деньги – это позиция музея
Остановиться в деревне, конечно, негде. Приезжие ночуют либо в палатке, либо в машине. Либо в одном из мотелей на трассе. Поесть можно купить в одном из супермаркетов, с кафе здесь тоже непросто.
Недалеко от музея, примерно в получасе езды, находится Бежин луг – тот самый, о котором писал Иван Тургенев в своих «Записках охотника». В селе Тургенево находится родовое имение писателя. А рядом, в Орловской области, его родовая усадьба «Спасское-Лутовиново». Также в Чернском районе вы можете прогуляться по фамильному имению Льва Толстого Никольское-Вяземское. Здесь Лев Николаевич создавал такие свои знаменитые произведения как «Казаки» и «Война и мир».