Тест-драйв вездехода газ-33088 «тайга» и двух полноприводных грузовиков hyundai hd78

История появления

Выпускают снегоходы тайга с 1997 года. Разрабатывалась данная версия для использования в армейских частях, расположенных на севере и бригадами быстрого реагирования. Много лет (вплоть до 2015 года) снегоход был запрещен к розничной или оптовой продаже частным лицам.

И лишь последние несколько лет у гражданских появилась возможность в полной мере оценить все возможности техники с маркой тайга 500. Многие сразу стали сравнивать их со снегоходами буран, решая, какой лучше.

В модельный ряд данной марки входят несколько линеек двухместных:

  1. Патруль;
  2. Барс;
  3. Варяг;
  4. Лидер;
  5. Спутник;
  6. Атака.

Также имеются и более облегченные одноместные варианты:

  • Рыбинка;
  • TIKSY 250.

Выполнение работ своими руками

При желании можно сделать тюнинг Нивы своими руками. Для этого потребуется:

  • иметь собственный гараж для проведения работ;
  • приобрести необходимый инструмент, ознакомиться с производственным процессом, который следует выполнить;
  • проконсультироваться со специалистами, совет высококвалифицированного мастера может уберечь от возможных неприятностей.

Выполняя доработку автомобиля своими силами, человек удостоверяется в качестве выполненной работы, получает огромное удовольствие от достигнутого результата, экономит свои финансы.

В таком случае будет выполнена качественно работа при минимальных затратах семейного бюджета.

Топ-3. Ирбис Тунгус 500L

Средняя цена: 240 000 рублей.

Страна: Россия.

Рейтинг: 4,2.

«Ирбис Тунгус 500L» – отечественный утилитарный снегоход, производство полностью российское. Оснащен двигателем мощностью 18,5 л. с. Главной особенностью «Тунгуса» является модульная рама, которая имеет модуль гусеничного блока с дополнительными внутренними усилителями. Вес модели составляет 218 кг.

Крутящий момент передается через вариатор «Сафари». Во всех комплектациях применяется реверс-редуктор типа «Буран» с объемом масла 150 мл.

Снегоход укомплектован катково-склизовой подвеской, что является неординарным инженерным решением. Оба модуля расположены под гусеницами, поэтому аппарат хорошо преодолевает препятствия на различных типах покрытия. Из удобств: электростартер, подогрев ручек, влагозащищенный замок зажигания.

На «Ирбисе» можно ездить на рыбалку или охоту, очевидный плюс снегохода – вместительность. Допустимая масса буксировочного груза – до 150 кг. Прокатиться с ветерком на «Тунгусе» не выйдет: максимальный показатель скорости равен 45 км/ч.

Наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются пользователи при эксплуатации агрегата, являются проблемы с подрамником и глушителем. Процент обращений в сервисные центры с данными поломками составляет более 70 %.

Средняя стоимость данной модели «Ирбиса» – 240 000 рублей. Цена приятная, однако приходится мириться с вышеперечисленными минусами.

Топ-1. Sharmax SN-550

Средняя цена: 260 000 рублей.

Страна: Россия.

Рейтинг: 4,9.

Утилитарный снегоход Sharmax SN-550 считается в среде охотников и рыболовов настоящим трудягой и занимает первое место в рейтинге. Эта модель производится на территории России, прошла сертификацию и имеет паспорт самоходной машины. Конструктивной особенностью снегохода является усиленная рама. Гарантия на нее действует 3 года, что является прецедентом для данного класса техники. К другим преимуществам модели относится широкая гусеница 500 мм, произведенная на заводе «Композит», и надежный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и мощностью 22 л. с. Двигатель разработан на основе четырехтактника Honda и отличается улучшенным коленвалом, впускным коллектором и увеличенной камерой сгорания.

Вес снегохода составляет 218 кг. Грузоподъемность – 300 кг. Этого достаточно для двух человек и дополнительного снаряжения.

Максимальная скорость модели – 60 км/ч. До места охоты или рыбалки получится добраться быстро и с комфортом. Установлен реверс-редуктор, оснащенный шестеренчатым приводом в масляной ванне, что повышает прочность деталей снегохода.

В гусеничном блоке имеются четыре амортизатора, которые можно регулировать. Оптимальный угол атаки гусениц увеличивает проходимость агрегата по глубокому снегу. Детали подвески выполнены из капролона – этот материал отличается повышенной износостойкостью.

Аргументом в пользу выбора Sharmax SN-550 является и его низкая цена – около 260 000 рублей. Sharmax SN-550 отлично подходит для активного отдыха, рыбалки и охоты. Большинство владельцев довольны работой снегохода. Из достоинств пользователи выделяют крепкую сборку и стильный дизайн, качественные детали и мощный мотор, тяговитость и легкий запуск в сильный мороз.

Преимущества

Помимо очевидных достоинств автомобиля «Нива Тайга» при движении по бездорожью следует отметить возможность блокировки межосевого дифференциала, что позволяет выключать полный привод. Машина не уступает по своим возможностям некоторым другим внедорожникам. Особую роль играет высокая подвеска. Можно выбрать абсолютно любой вариант «Нивы»: с 5 дверьми, пикап, с удлинением колесной базы.

Стоимость автомобиля составляет примерно 7-8 тысяч долларов. Обслуживание недорогое. Единственным недостатком может быть большой расход топлива. Однако при нерегулярном использовании машины это оправдано. Тем, кто никогда не видел это транспортное средство, рекомендуется обязательно взглянуть на авто «Нива Тайга», фото имеются в нашем материале. Мы постарались представить наиболее полную информацию о машине.

А еще интересно: Трансмиссия Нива Шевроле: схема и принцип работы

Внедорожный экзамен

В западном автомобилестроении, где господствуют практичность и рационализм, сложился следующий порядок вещей. Завод-изготовитель массово выпускает наиболее востребованные модели грузовых автомобилей, а уже сторонняя инжиниринговая компания занимается изготовлением каких-либо специализированных версий этих авто. В практике советского автомобилестроения, напротив, была популярна методика, когда крупный завод-изготовитель автомобилей брал на себя выпуск не только базовых моделей, но и выпускал их мелкосерийные и даже единичные модификации. Сегодня ведущие российские предприятия отходят от подобной практики и переходят на западную модель производства, благодаря чему за последние двадцать лет в стране появилось множество компаний, занимающихся профессиональной доработкой серийных авто.

Одна из таких компаний – нижегородский , который с 1993 года создаёт и устанавливает разнообразные спецнадстройки на шасси грузовых автомобилей. Как показала практика, стандартные шасси устраивают далеко не всех заказчиков спецавтомобилей, и завод своими силами научился модернизировать и дорабатывать различные грузовые авто. Со временем специалисты «Чайки-Сервис» поднаторели в усовершенствовании шасси-носителей спецнадстроек и сегодня умеют удлинять стандартные рамы автомобилям марок ГАЗ и Hyundai, ставить накрышные спальные отсеки на грузовики любых марок, удлинять кабины грузовиков посредством установки собственного пассажирского модуля и т. д.

Важным шагом в развитии этого направления стало открытие собственного дизайнерского отдела, за время существования которого были разработаны оригинальное оперение для среднетоннажника ГАЗ-3307, каркасный фургон ГАЗ-3310 «Профит», закабинные пассажирские модули для автомобилей ГАЗ, Hyundai, Isuzu. Свежайшая разработка дизайнеров и конструкторов «Чайки-Сервис» – оригинальный внедорожник «Тайга» на агрегатах ГАЗ-33088 «Садко», который за счёт установки на «газон» современной кабины от «ГАЗели-Бизнес» стал более вместительным и комфортабельным.

Другой хит от «Чайки-Сервис» этой осени – уникальная полноприводная версия популярного в России корейского среднетоннажника Hyundai HD78. Такой модификации грузовика нет в заводской программе Hyundai, зато в Корее есть компания Shin Jeong Development Co., выпускающая комплект агрегатов (передний мост, раздаточная коробка, карданный вал и механизмы включения привода) для создания полноприводной модификации Hyundai HD78.

Увидев описанные выше машины на выставке Comtrans`2013, нам не терпелось опробовать новинки в деле, и вот предоставила такую возможность.

Универсальный автомобиль для города и бездорожья

Обновленная машина

Система полного привода Нивы не только обеспечивает высокую проходимость по бездорожью, но и повышает активную безопасность при движении по асфальту. Для городских условий это достаточно маневренный автомобиль. Мощности двигателя вполне хватает, чтобы и разогнаться бодро, и в поток вписаться. Небольшая длина автомобиля, всего 3,7 метра, позволяет легко парковаться даже на ограниченном пространстве.

Основные преимущества ВАЗ 21213 водитель сможет оценить лишь тогда, когда закончится асфальт и начнется бездорожье. Нива — это внедорожник, который может проехать практически по любой местности:

  • лесной массив,
  • поле,
  • размытая дождями проселочная дорога.

Тайга преодолевает любые препятствия, дело лишь в смелости водителя. Высокая проходимость ВАЗ 21213 проверена в экстремальных условиях российского бездорожья.

Стоимость эксплуатации — один из важных факторов, на который стоит обратить внимание при выборе авто. Запчасти для Нивы всегда есть в наличии в любом автомобильном магазине, цены на них недорогие, поэтому ремонтное обслуживание не вызовет у владельцев проблем

Некоторый дискомфорт в длительных поездках может вызывать не очень хорошая звукоизоляция.

Технические параметры

Всего помимо базовой версии тайга 500 (не путать с маркой буран) предусматривается еще 9 версий комплектации данных снегоходов. Им присваиваются особые маркеры (например, снегоход тайга ст500д ). Рассмотрим более подробно описание базовых параметров технических характеристик:

  • Особенности корпуса. Рама изготавливается из качественной стали и является цельносварной;
  • Капот. Изготовлен из стеклопластика. На нем монтируются такие элементы как ветровик (возможен тюнинг), фара и приборный щиток со спидометром;
  • Двигатель. Основными являются рмз – 500 (мощность в 38 л. с. и 1 карбюратор) или новейший рмз – 500 – 10 (мощность 50 л. с., 2 карбюратора). Помимо этого, есть отличия и в смазке. В первом варианте масло смешивается с бензином, а во втором – смазка раздельная. Также существуют версии с мотором под различные сорта бензина (76, 80 и 92). Расход топлива зависит от версии и развиваемой тайга 500 скорости;
  • Трансмиссия (автоматический клиноременной вариатор);
  • Тормоза дисковые (управляются при использовании тросика);
  • Подвеска (передняя) снабжена пружинным или гидропневматическим амортизатором. Задняя (склизовая) также амортизирована;
  • Коробка передач представляет собой шестеренчатый привод с ручным переключением скоростей, которых в тайге предусматривается 4 (нейтральная, пониженная, повышенная и задняя).

Важные детали

При покупке Тойота Тундра отзывы помогают определиться с целесообразностью данного выбора. Многие потенциальные покупатели перед приобретением занимаются изучением отзывов владельцев определённой модели.

В базовой комплектации автомобиль имеет диски с диаметром восемнадцать дюймов. Есть также более внушительная версия колёс — двадцать дюймов. Ввиду больших габаритов автомобиля, очень полезным дополнением можно назвать камеру заднего вида. Также стоит отметить реализацию уникального детектора слепых зон, помогающего снизить вероятность столкновения с другим объектом.

Выполнение работ своими руками

При желании можно сделать тюнинг Нивы своими руками. Для этого потребуется:

  • иметь собственный гараж для проведения работ;
  • приобрести необходимый инструмент, ознакомиться с производственным процессом, который следует выполнить;
  • проконсультироваться со специалистами, совет высококвалифицированного мастера может уберечь от возможных неприятностей.

Выполняя доработку автомобиля своими силами, человек удостоверяется в качестве выполненной работы, получает огромное удовольствие от достигнутого результата, экономит свои финансы.

В таком случае будет выполнена качественно работа при минимальных затратах семейного бюджета.

Эксплуатация и ремонт

Болотоход Тайга 4×4 для своей полной заправки требует около 400 л горючего. На этом топливе он способен проехать до 800 км. Для более дальних поездок понадобятся дополнительные емкости для топлива. При нормальном покрытии машина расходует до 100 л на каждые 100 км. Показатели расхода горючего могут изменяться в зависимости от качества дороги.

Как показали испытания, вездеход способен с легкостью преодолевать небольшие водные преграды с глубиной, не превышающей 1,2 м, что также влияет на расход топлива. Преодоление больших преград происходит вплавь.

Помимо колес болотоход Тайга 4х4 может быть оснащен гусеничным ходом. В этом случае допускается хранение на открытом пространстве, то есть без гаража. Вездеход не боится высоких и низких температур. Разрешено их использование в температурном диапазоне от +40º до -45ºC. Удельное давление на почву гусениц составляет 0,3 кг/см², при ширине гусениц в 39 см.

Техническое обслуживание вездехода лучше всего доверять специалистам, между тем конструкция вездехода такова, что при должных навыках выполнить эту работу может и владелец. Например, чистку поверхностей можно производить пескоструем. Со временем может понадобиться замена водительского кресла из-за того, что оно подвергается неблагоприятному воздействию из-за отсутствия кабины.

Управление вездеходом разрешается лицам с правами категории «Е», дающими право на управление трактором. Болотоход Тайга должен быть официально зарегистрирован в органах государственного технического надзора.

Выполнение работ своими руками

При желании можно сделать тюнинг Нивы своими руками. Для этого потребуется:

  • иметь собственный гараж для проведения работ;
  • приобрести необходимый инструмент, ознакомиться с производственным процессом, который следует выполнить;
  • проконсультироваться со специалистами, совет высококвалифицированного мастера может уберечь от возможных неприятностей.

Выполняя доработку автомобиля своими силами, человек удостоверяется в качестве выполненной работы, получает огромное удовольствие от достигнутого результата, экономит свои финансы.

В таком случае будет выполнена качественно работа при минимальных затратах семейного бюджета.

Видео

Данная модель имеет довольно большое количество модифицированных версий, а именно это:

  1. Модификация С40500500. Эта модель выпускается в базовом исполнении и имеет один карбюратор. В базовой комплектации здесь не предусмотрен запуск двигателя с помощью электрического стартера.
  2. Модификация С40500500-01. Машина имеет также один карбюратор, но в отличие от предыдущей версии, в данной базовая комплектация содержит в себе электрический стартер.
  3. Модификация С40500500-02. Здесь используется уже два карбюратора, а также присутствует электрический стартер и применена раздельная система смазки силового агрегата.
  4. Модификация С40000010-003. Используется только один карбюратор. Электрического стартера в базовой комплектации данной модели не имеется. Применена система зажигания DUCATI. Двигатель работает на топливной смеси АИ-92.
  5. Модификация С40000010-004. Используется также только один карбюратор. Электрический стартер в базовой комплектации данной модели присутствует. Применена система зажигания DUCATI. Двигатель работает на топливной смеси АИ-92.
  6. Модификация С40000010-005. Снегоход оснащен двумя карбюраторами. В базовой комплектации присутствует электрический стартер. Применена система зажигания DUCATI и раздельная система смазки двигателя. Двигатель работает на топливной смеси АИ-92.
  7. Модификация С40000010-006. Используется только один карбюратор. Электрического стартера в базовой комплектации данной модели не имеется. Применена система зажигания DUCATI. Двигатель работает на топливной смеси АИ-76.
  8. Модификация С40000010-007. Используется только один карбюратор. Электрический стартер в базовой комплектации данной модели присутствует. Применена система зажигания DUCATI. Двигатель работает на топливной смеси АИ-76.
  9. Модификация С40000010-008. Двигатель имеет только один карбюратор. Электрического стартера в базовой комплектации данной модели не имеется. Силовая установка работает на топливной смеси АИ-76.
  10. Модификация С40000010-010. Снегоход оснащен двумя карбюраторами. В базовой комплектации присутствует электрический стартер. Применена система зажигания DUCATI и раздельная система смазки двигателя. В карбюраторах установлен жиклер на 190. Передняя подвеска имеет увеличенный ход. Двигатель работает на топливной смеси АИ-92.
  11. Модификация С40000010-011. Снегоход оснащен двумя карбюраторами. В базовой комплектации присутствует электрический стартер. Применена система зажигания DUCATI и раздельная система смазки двигателя. Используется гусеничная лента шириной в 600 миллиметров. Двигатель работает на топливной смеси АИ-92.

Опционально в комплектацию снегохода могут быть добавлены: электрический стартер; раздельная система смазки (способствует повышению надежности и уменьшению расхода масла и вредных выбросов); другая топливная система (способствует повышению номинальной мощности на выходе до 38.98 киловатт или же 53 лошадиных сил); а также более мощный и усовершенствованный силовой агрегат (обладает новыми системами впуска и выпуска).

Производитель добился повышенной устойчивости и маневренности благодаря выбору оптимальной ширины лыжной колеи (960 миллиметров). В результате этого машина способна сохранять эти качества даже при прохождении поворотов на весьма большой скорости. А высокий уровень амортизации и плавность хода данной модели были достигнуты благодаря склизовой подвеске гусеницы и телескопической передней подвески.

Доработка двигателя

В Ниве прекрасно сочетаются качества внедорожника и семейного автомобиля, способного передвигаться по дорогам общего назначения. Это дает толчок производить тюнинг автомобиля Нива 4×4. Вследствие чего:

  • владелец получает автомобиль, отличающийся своей уникальностью;
  • повышаются эксплуатационные качества внедорожника, ее проходимость и мягкость хода;
  • улучшается внешний вид кузова;
  • усовершенствуется функционал салона, повышается комфорт передвижения.

Все зависит от преследуемой цели владельца. Благодаря прочности кузова и надежности узлов ходовой части — этот автомобиль широко используется спортсменами. На нем было совершено множество рекордов, включающих мировое значение.

Первые модели имели бензиновый двигатель объёмом 1580 см³ и мощность 80 лошадиных сил. В дальнейшем заводские конструкторы стали применять бензиновый мотор с объемом 1690 см³ и мощностью 81,9 лошадей.

Производя тюнинг двигателя Нивы возможны следующие варианты:

  • установка современного инжекторного двигателя с большей мощностью;
  • увеличение рабочего объема мотора;
  • комплектация автомобиля дизельным двигателем;
  • проведение технических работ по гидроизоляции навесного оборудования;
  • защита моторного отсека от попадания в него воды и нежелательных природных осадков.

Цена

Как было описано выше, данный снегоход является представителем недорогого ценового сегмента. Стоимость нового вездехода Тайга Варяг 500 колеблется в ценовом диапазоне от 190 тысяч рублей и до 280 тысяч российских рублей. Основными факторами, влияющими на конечную стоимость машины, являются, конечно же, комплектация и год производства.

При всех его преимуществах, высоких эксплуатационных показателей и надежности Тайга Варяг 500 вышел действительно недорогой техникой, так как в настоящее время на рынках имеются модели и от других брендов и производителей с тем же функционалом и особенностями, однако, стоимость при этом у них намного выше.

Что касается затрат при эксплуатации, то особых потерь данный снегоход не вызовет. Плюс к этому, в связи с расширением сети дилерских точек, на рынках стали появляться в большом количестве детали и запасные части, что также обеспечивает легкость в техническом обслуживании.

Снегоход Тайга СТ-500 — варианты комплектаций:

Базовая комплектация Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010) Однокарбюраторный двигатель, без электрозапуска, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 1 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-001) Однокарбюраторный двигатель, с электрозапуском, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 2 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-002) Двухкарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система раздельной смазки, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 3 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-003) Однокарбюраторный двигатель, без электрозапуска, система зажигания Дукати, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 4 (Лидер) Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-004) Однокарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система зажигания Дукати, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 5 (Спутник) Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-005) Двухкарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система зажигания Дукати, система раздельной смазки, топливная смесь (бензин АИ-92)

Комплектация № 6 (Классика) Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-006) Однокарбюраторный двигатель, без электрозапуска, система зажигания Дукати, топливная смесь (бензин АИ-76)

Комплектация № 7 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-007) Однокарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система зажигания Дукати, топливная смесь (бензин АИ-76)

Комплектация № 8 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-008) Однокарбюраторный двигатель, без электрозапуска, топливная смесь (бензин А-76)

Комплектация № 9 Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-009) Однокарбюраторный двигатель, с электрозапуском, топливная смесь (бензин АИ-76)

Комплектация № 10 (Экспорт) Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-010) Двухкарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система зажигания Дукати, система раздельной смазки, топливная смесь (бензин АИ-92), жиклер 190, передняя подвеска с увеличенным ходом

Комплектация № 11 (Патруль) Снегоход Тайга СТ-500Д (С 40000010-011) Двухкарбюраторный двигатель, с электрозапуском, система зажигания Дукати, система раздельной смазки, топливная смесь (бензин АИ-92), гусеница 600 мм.

На улице и на трассе

На городских дорогах ВАЗ «Нива Тайга» не совсем удобен в эксплуатации.

довольно тяжелое. Педали нажимать непросто в том плане, что чувствительность невысокая. Коробка передач требует времени для привыкания. Однако для большинства людей, которые имеют опыт вождения советских автомобилей, не потребуется адаптация. Все будет довольно знакомо.

Не очень привычными покажутся зеркала заднего вида. Дело в том, что обзор с «Нивы» довольно ограничен, задние зеркала охватывают мало пространства. Некоторые любители просто меняют их на большие.

«Нива Тайга» не боится бордюров при парковке. Даже самые страшные ямы, которые не по силам иномарке, не станут препятствием для движения автомобиля с высокой подвеской. Особенно актуальным вопрос становится весной, когда появляются новые выбоины на дорогах.

Длина машины составляет 3,7 метра. Двигатель на «Ниве» стоит карбюраторный. Его мощность составляет 79 лошадиных сил. Этих параметров хватит для городских условий, чтобы слегка разогнаться и пойти на обгон. Тем не менее, быстрая езда – это не самая лучшая сторона автомобиля ВАЗ-21213. На высокой скорости расход топлива большой, да и шума немало. В городе автомобиль «Нива Тайга» съедает до 15 литров на 100 километров. Во многом играет роль полный привод и прогревание перед стартом.

А еще интересно: Lada Niva Travel 2021-2022: характеристики, цена, фото и видео-обзор — Новые авто 2021-2022 года, автомобильные новинки

Топливо можно использовать марки А92. По трассе также не рекомендуется разгонять машину до больших скоростей. Из-за высоких и тонких колес довольно трудно управлять автомобилем. Особенно тяжело приходится на поворотах, когда машину может уводить в сторону. Поэтому лучше всего доехать до нужного бездорожья. Там автомобиль будет вполне оправдан. В подобных условиях проявляются те качества, которые не испытать на асфальте.

Модельный ряд

В продаже можно найти следующие модификации транспорта:

  1. «Классика» – базовая модель, имеет двигатель мощностью 38 л. с.
  2. «Лидер» – пользуется наибольшим спросом среди покупателей, возможности двигателя составляют 43 л. с.
  3. «Спутник» – оснащен двухкарбюраторным движком на 50 л. с.
  4. «Люкс» – выделяется увеличенным ходом задней подвески и передней подвеской рычажного типа. Мощность двигателя – 50 л. с.
  5. «Патруль» – отличается от модели «Спутник» пониженной передачей.
  6. «Атака» – наиболее мощный экземпляр, возможности двигателя равняются 60 л. с. Снегоход имеет рычажную переднюю подвеску и способен развивать скорость 100 км/ч и более.

Стандартные характеристики модельного ряда снегоходов «Тайга»:

  • длина конструкции – 321 см;
  • ширина корпуса – 102,5 см;
  • высота – 132,5 см;
  • ширина лыжной колеи – 96 см;
  • ширина армированной гусеничной ленты – 50 см;
  • длина гусеничной ленты – 39,37 см;
  • тип системы питания – карбюраторная;
  • тип тормоза – регулируемый, дисковый, с гидравлическим приводом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector