Вездеход шерп
Содержание:
- Описание и тактильные свойства
- Технические характеристики
- Самые известные шерпы
- Особенности вездехода Sherp
- Самый знаменитый шерпа
- История создания
- Комплектация и цены
- Внешний вид шерпов
- Применение
- Основные характеристики вездехода «Шерп»
- Сравнение с другими моделями вездеходов
- АРКОС-800 — стоимостью 800 000 рублей
- Быт шерпов
- Лесник-М, стоимостью от 1 450 000 рублей
- Где можно приобрести и вопрос цены
- Род занятий
- Неисправности и ремонт
- Плюсы и минусы
- Устройство
- Рекомендации в уходе
- Обилие модификаций
- Устройство
- Аналогичные вездеходы
- Как сделать своими руками
- Плюсы и минусы
- Использование вездехода на рыбалке
Описание и тактильные свойства
Популярные виды меха шерпа
Мех шерпа – это синтетическое полотно с имитацией меха на лицевой поверхности. На ощупь материал плотный, приятный, мягкий. Хорошо согревает. Изнаночная сторона – основа, внешне текстильное полотно сложного (трикотажного) переплетения. Ворс невысокий (12 мм.), густой. Фактура ткани хорошо видна на фото.
Мнение эксперта
Алена
Эксперт и технолог по тканям Алена Хлебникова готова ответить на ваши вопросы.
Материал обладает эластичностью, демонстрирует высокую стойкость к износу и истиранию. Окрашивают текстильные плотна преимущественно в базовые цвета: беж, черный, серый, молочный. Ткань однотонная. Для нее подходит сублимированная печать в качестве дополнительного декора.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Как мы увидим дальше, характеристики вездехода Шерп выделяются своей практичностью. Машина обладает дизельным японским 4-цилиндровым турбированным 1.5-литровым мотором KubotaV1505-t. Он генерирует 44.3 лошадиные силы и отвечает нормам по экологии образца 2012-го года Tier 4. Что касается самой силовой установки, она очень неприхотливая и достаточно надежная.
Исходя из отзывов владельцев, мощности ему хватает, невзирая на небольшую, как может показаться вначале, мощность. Двигатель выделяется хорошим крутящим моментом. Невзирая на любые дорожные условия, средство передвигается не так быстро, однако уверенно двигается вперед.
Трансмиссия
Вездеход Шерп обладает 5-ступенчатой коробкой переключения передач механического типа, а также полным приводом на все колеса. Автомобиль лишен раздаточной коробки, чтобы максимально упростить его конструкцию. Получается, что крутящие усилия передаются к колесам напрямую по мощной цепи. Конструкция также может похвастаться сцеплением ведущей немецкой компании SACHS.
Ходовая часть
Управлять вседорожником можно при помощи двух педалей, отвечающих за газ и сцепление. Кроме этого, отечественные специалисты предусмотрели два рычага. Получается, что Sherp поворачивает не при помощи рулевых тяг, а благодаря блокировки колес одной стороны. Используя подобную систему удалось повысить его маневренность и позволило даже поворачивать стоя на месте. Что касается самих рычагов трансмиссии и ручного тормоза, их разместили между креслами управляющего вездеходом и сидящего рядом пассажира. Вездеход может похвастаться гидравлической вентилируемой тормозной системой.
Органы управления
Если говорить за приборную панель, она размещена на месте водителя и получила современную аппаратуру, применяемую на катерах и глиссерах. Отдельно стоит выделить хороший обзор во время передвижения, чем поспособствовала установка широких окон по всему периметру корпуса и массивное зеркало заднего вида.
Самые известные шерпы
Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.
Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.
Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.
Профессия горного гида сопряжена с постоянной опасностью для жизни и поэтому многие известные шерпы преждевременно ушли в мир иной. Одним из таких был Бабу Чири, который в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции. Бабу Чири Шерпа легендарный непальский горный гид из народа шерпа. После него осталась школа, которую Бабу построил в родной деревне. В 2005-м в Катманду был открыт музей, поставлен памятник и выпущена памятная почтовая марка.
Но как бы не была опасна работа которой занимаются шерпы, Обслуживание альпинистов идущих на восхождение на горные пики Гималаев, это единственный способ более-менее приличного заработка, позволяющего прокормить семью. Некоторые, немного собрав денег, открывают небольшие гостиницы, в которых останавливаются идущие на восхождение. Остальные по прежнему работают носильщиками или гидами, они несут в горы поклажу альпинистов и сопровождают их во время восхождения.
Особенности вездехода Sherp
Если обратить внимание на массивные колеса отечественного вездехода, высота которых составляет 1.6 м, важно заметить, что кроме их видимым основанием конструкции, они выполняют очень важные функции транспортного средства. Они являются бескамерными, что вместе с пониженным давлением приводит к чрезмерным деформациям и случайным разбортированиям. Однако, чтобы этого не произошло, машина оснащена специальными дисками и устройствами крепления покрышек
Однако, чтобы этого не произошло, машина оснащена специальными дисками и устройствами крепления покрышек.
Вместе с тем колеса практически являются подвеской нового вездехода Шерп. Когда транспорт наезжает на выступающее препятствие, покрышка, у которой нет жесткости, охватывает его, что позволяет подобным образом сохранить максимальное сцепление с поверхностью. Что касается избыточного давления газа внутри покрышки, оно мгновенно начинает распределяться по другим колесам, используя единую пневматическую систему.
Так как есть централизованная система контроля давления в покрышках, колеса могут выбирать вариант самого лучшего приспособления к условиям определенного преодолеваемого типа бездорожья. Например, у вездехода Sherp есть уникальная способность взбираться с воды на лёд, используя вариант подходящей заполненности покрышек.
Еще один важный элемент вездехода – наличие особого рельефа протектора резины. Она благоприятно улучшает сцепление с дорожным покрытием во время движения под довольно большими углами наклона и преодолении препятствий. Вдобавок к этому, подобный протектор позволяет «Шерпу» передвигать в воде лишь благодаря вращению колес. Высокая положительная плавучесть транспортного средства достигается герметичным корпусом и 3 400-литровым общим водоизмещением колес.
Самый знаменитый шерпа
Настоящей легендой среди местного населения считают Тенцинга Норгей, или по-простому – Тенцинга-шерпу. Этот человек по праву заслужил титул самого знаменитого шерпы в мире. В столице Непала, городе Катманду, даже установлен в честь него памятник.
Так в чем же заключался подвиг Тенсинга-шерпы? В компании с британцем Эдмундом Хиллари этот человек впервые поднялся на высочайшую вершину мира – Эверест. Случилось это в 1953 году. Знаменитое восхождение было приурочено к коронации Елизаветы II. За столь выдающееся достижение мужчина получил высшую государственную награду Непала, ордена Британии и Индии.
Примечательно, что для участия в экспедиции Тенцинг Норгей был нанят в качестве бригадира носильщиков-портеров и его восхождение на высочайшую вершину первоначально не входило в планы британцев. Трудно сказать, что на самом деле повлияло на решение британской экспедиции послать Тенцинга на «Вершину мира». Возможно, сказались опасения, вызванные неудачей предыдущей экспедиции 1924 года, в которой погибли Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин. Возможно, у руководителей экспедиции были и другие причины. Факт остается фактом. Тенцинг-шерпа стал одним из первовосходителей на Эверест.
История создания
Очень многое для того, чтобы «Шерп» увидел свет, сделал талантливый конструктор Алексей Гарагашьян. Сегодня он стал известен на весь мир, а до прославившей его машины много путешествовал, конструировал собственные вездеходы. Именно этот опыт самоучки помог сделать действительно качественный снегоболотоход.
Особенности и технические характеристики вездехода «Шерп» настолько уникальны, что он одинаково успешно может преодолевать грязь, воду, бездорожье, завалы деревьев, камни до метровой высоты. Для этого в проекте использовано множество разработок до этого не применявшихся на автомобилях для бездорожья.
Уже тогда он привлек внимание зрителей и СМИ. А когда машина начала выпускаться в серию, о ней писали помимо отечественной прессы такие издания, как Top Gear, BBC, Daily Mail
Все сошлись во мнении, что для бездорожья этот вездеход-амфибия бесценен.
Большой спрос позволил наладить собственное производство. Сегодня «Шерп» успешно рекламируется, выпуск моделей постоянно растет, а на выбор покупателей появляются все новые дополнительные пакеты, которые отличаются друг от друга по степени комфорта. На сегодняшний день «Шерп» выпускается серийно на питерском Обуховском заводе.
Комплектация и цены
Несмотря на то, что сама по себе конструкция вездехода достаточно проста, в ней совсем не т сложных или дорогих деталей, стоит он немало — около $100000. Это цена неплохой квартиры в пригородах Москвы или хорошего коттеджа в посёлке там же. Поэтому доступен он далеко не всем. Многие говорят, что именно такую цель и преследует высокая цена — чтобы им владели только избранные и могли похвастаться перед другими.
К вездеходу можно купить автомобильный прицеп, на котором его легко транспортировать, прицепив к фаркопу легковушки, возимый прицеп для самого вездехода, волокушу, которая может служить и лодкой, и прицепом, различные комплекты ЗИП и много других вещей. Шерп отличается от Шерп-пикап тем, что первый имеет монолитный кузов, второй — съёмную заднюю часть салона. В результате на нём можно перемещать негабаритный груз, который не помещается в салон через дверь.
Внешний вид шерпов
Большинство представителей этого высокогорного народа низкорослы и коренасты, что является их явным преимуществом при передвижении по горам перед другими людьми. Секрет заключается в том, что, благодаря такому телосложению центр тяжести тела этих людей располагается ближе к земле. Следовательно, они крепче стоят на ногах.
Волосы у шерпов черные и прямые. Внешне они отличаются от туристов не только антропологическими характеристиками, но и одеждой. Крайне редко можно увидеть в дорогом современном снаряжении шерпа. Что это означает? Во-первых, шерпы не нуждаются в таковом. Во-вторых, далеко не все представители народности могут себе его позволить.
Из одежды они предпочитают обычные куртки, трико, шапки. Для того чтобы глаза не слепило горное солнце, ими были изобретены специальные «очки», повязка на глаза с двумя узкими дырочками для глаз.
Вся терморегуляция шерпа, в зависимости от погодных условий, заключается в застегнутой либо расстегнутой куртке. Вот и все.
Применение
Текстиль Sherpa сочетаем со многими натуральными материалами: замша, кожа, гобелен, лен, хлопок; и синтетическими: флис, лапша и др. Эта особенность позволяет создавать уютные практичные вещи, использовать шерпу как самостоятельный материал и в качестве подклада в верхней одежде.
Галерея изделий из меха шерпа
Из текстиля производят такие изделия:
- кофты, свитшоты, толстовки;
- подкладки курток, пальто;
- куртки, пальто;
- ковры;
- пледы, покрывала;
- детская одежда;
- прогулочные конверты для детей;
- игрушки;
- сумки и рюкзаки;
- обивка мебели;
- в качестве декоративных элементов в пошиве обуви;
- головные уборы.
Выбирая детское изделие из ткани, стоит учитывать, что подкладка из шерпы теплее флисовой.
Основные характеристики вездехода «Шерп»
Габариты | 3400х2520х2300 мм. |
Вес | 1,3 т. |
Грузоподъемность | 500-1000 кг + прицеп до 2400 кг. |
Основной бак | 58 л. |
Дополнительные баки | 4 по 50 л. |
Запас хода на основном и четырех дополнительных баках | 800-900 км. |
Расход топлива | 3 л/час |
Двигатель | Турбодизельный, 1,5 л |
Мощность | 44 л.с. |
Максимальная скорость | 45 км/ч, груженый – 33-35 км/ч, по воде – 6 км/ч. |
Минимальная скорость | 1,5 км/ч |
Алексей Гарагашьян смог создать очень сбалансированный и по техническим, и по функциональным параметрам внедорожник. Вездеход воплотил в себе многие национальные идеи, которые ценились в России в автомобилях. Он получился надежным и проходимым, в меру комфортным и неприхотливым, с большим запасом хода и невысоким расходом топлива.
Сравнение с другими моделями вездеходов
Шарп нередко участвует в соревнованиях против американских джипов-монстров (американские спортсмены смогли засадить Шерп в болото на раскисшей почве, поэтому для освобождения машины пришлось использовать другую спецтехнику и лебедку.). Среди главных конкурентов вездехода выделяют следующие варианты:
- Шрек.
- Шарк
- Шипр.
- Шерхан.
- Шерман.
- Шершень.
- Шатун.
- Каракат.
- Арго.
- Шаман.
- Лесник и др.
Производство серии Каракат-ЗИС 5 осуществляется в г. Вологда. Модель считается самой дешевой альтернативой Шерпу и напоминает по конструкции классическую машину-переломку.
Вездеходы Арго производятся в Канаде с 1967 г. Им свойственна хорошая маневренность и возможность эксплуатации в любых условиях. Существуют модификации с 6 и 8 колесами или модели на гусеницах. Машина подходит для передвижения по труднопроходимым поверхностям и широко используется охотниками, геологами, поклонниками рыбалки и других видов активного отдыха.
Модель Шаман представляет собой внедорожную машину-амфибию, построенную на шинах низкого давления. Ее производят на заводе компании «Авторос». Нижняя часть кузова выполнена наподобие лодки. Аппарат может развивать значимую скорость на воде за счет вращения колес или гребного винта. Вездеход оборудован дизельным мотором от Iveco мощностью 146 л. с. и работает на 6 передачах. Размеры машины позволяют ей передвигаться как по бездорожью, так и тонкому льду или дорогам общего пользования.
Лесник — это универсальный колесный вездеход, который выпускается одноименной торговой маркой. Размеры колес определяются версией и составляют 1300 или 1600 мм. Спецтехника используется для транспортировки тяжелых грузов и людей в условиях заснеженной, болотистой или пересеченной местности. Вездеход адаптирован под сложный климат и неблагоприятную погоду.
Еще одним аналогом для Шерпа является Витязь, представляющий собой двухзвенный вездеход на гусеницах. С его помощью удается проезжать большие расстояния, доставляя грузы и людей в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока.
АРКОС-800 — стоимостью 800 000 рублей
Долго думал, включать эту модель или нет. Аппарат вроде и далек от ШЕРПа, тем не менее является достаточно интересным. Основные особенности конструкции:
- сочлененная рама;
- двигатель Тойота в сочетании с автоматической коробкой;
- раздатка от Соболя;
- Волговские мосты.
При собственной массе 800 кг вездеход может перевозить до 350 кг груза без потери плавучести.
Вывод
Как я уже сказал в начале ролика, можно долго обсуждать стоимость как ШЕРПа, так и всех перечисленных моделей. Это же касается их технических особенностей и, конечно же, внедорожных возможностей. Понятно, что чисто в плане проходимости, далеко не все вышеперечисленные модели способны составить достойную конкуренцию ШЕРПу.
А, скажем, по универсальности вполне. Т.е. если, например, на Викинге или ТРЭКОЛе можно спокойно проехать по трассе не один десяток километров с относительным комфортом и нормальной скоростью, то вот на ШЕРПе сделать это уже заметно сложнее. Но это уже размышления. Все-таки вездеход — это прежде всего проходимость.
5 самых дешевых вездеходов на шинах низкого давления5 самых дешевых вездеходов на гусеницах — 2 частьГусеничные модули на автоТеория проходимостиДвижуха на болотах
Быт шерпов
Шерпы – очень общительный и веселый народ. Многие из них – талантливые художники и исполнители.
Живут шерпы в небольших домах в неприхотливых условиях. Все убранство жилища состоит из аскетической мебели и маленькой кухни. Собственный большой дом для шерпа – большая редкость. Обычно они живут в маленьких хижинах.
Наиболее состоятельные шерпы владеют своим бизнесом, связанным, как правило, с предоставлением услуг туристам. Стоит отметить, что Гималаи – заветная «Мекка» для каждого серьезного альпиниста, и поток туристов в этом месте вряд ли когда-нибудь иссякнет.
Этот народ можно отнести к быстро развивающимся. Еще несколько десятилетий назад у них практически не было письменности, а сейчас многие из них неплохо говорят по-английски.
Женщины шерпов почти так же выносливы, как и мужчины. Зачастую прекрасная половина этого народа также оказывает помощь в восхождении туристов на Эверест.
В качестве пищи шерпы могут использовать все, что является съедобным. Нет каких-либо ограничений. Нормально они относятся к алкоголю и даже варят свое местное пиво – чанг.
У шерпов развито земледелие на тех участках земли, которые для него пригодны. Выращиваются в основном ячмень и рис.
В традициях шерпов есть место многоженству. Мужчина вправе иметь одновременно несколько жен при условии, что он способен их содержать.
Имена этой народности очень забавны. Как правило, они состоят из имени, например Дон, с приставкой «-шерпа». Получается Дон-шерпа. Зачастую имя человека могло меняться в зависимости от его жизненного пути, условий обитания и статуса. С точки зрения учета населения это не очень удобно, но это давно укоренившаяся у них традиция.
Лесник-М, стоимостью от 1 450 000 рублей
Думаю, подробно рассматривать технические характеристики этого и следующих вездеходов нет особой необходимости. Это все есть на сайтах производителей, ссылки на которые оставлю ниже. Остановимся лишь на ключевых особенностях вездехода.
- ВАЗовский двигатель, объемом 1,6 литра и мощностью 82 л.с.;
- Также ВАЗовская 5-ступенчатая КПП;
- УАЗовские мосты, задний на рессорах, передний неподрессорен.
Есть достаточно много других моделей “Лесника”, более интересных и, разумеется, более дорогих. Самый дорогой — Лесник-Экстрим с дизелем стоит почти 5 млн.
В общем, ссылки на все источники будут в конце этой статьи.
Итак, следующий вездеход…
Где можно приобрести и вопрос цены
Для предварительного заказа на приобретение Sherp необходимо воспользоваться официальным сайтом производителя. Покупателям-юридическим лицам компания предусмотрела систему лизинга. В нашей стране дилерскую сеть можно найти лишь в Иркутской, Мурманской, Тверской, Тюменской области, а ХМАО и Якутии. Помимо этого, есть представители и авторизованные дилеры в таких странах, как Украина, Казахстан, Соединенные Штаты Америки, а также Канада.
Цена вездехода Шерп в последнее время существенно выросла. Купить вездеход Шерп раньше можно было от 3 850 000 до 4 100 000 руб. Однако теперь приобрести модель в варианте Sherp PRO можно не менее чем за 5 500 000 руб. Базовый вариант Шерп MAX будет стоить минимум 6 500 000 р.
Род занятий
Самое распространенное и прибыльное дело для высокогорного населения – помощь в восхождениях. Кого часто сопровождают шерпы? Коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые задаются целью покорить Эверест или другую вершину в районе Гималаев. В этом деле невозможно найти лучших помощников, чем шерпы. Прекрасно чувствуя себя на высоте, они не только выступают в роли носильщиков (портеров), способных нести груз альпинистов весом до сорока килограмм, но и в роли организаторов перил. Так в альпинизме называют специальную веревку, протягиваемую из точки А в точку Б, прикрепленную к скале и позволяющую покорителям горных вершин двигаться строго по маршруту с максимальной скоростью и безопасностью. Также шерпы достаточно часто наводят переправы через пропасти с помощью специальных алюминиевых конструкций. Ценник на услуги шерпов при восхождении начинается от двадцати-тридцати долларов в день и может доходить до пятидесяти.
В целом восхождение на Эверест в составе коммерческой экспедиции обходится туристу в кругленькую сумму, измеряющуюся тысячами долларов.
Неисправности и ремонт
При регулярном техническом обслуживании вездеход прослужит вам долгое время. Однако в некоторых случаях важные детали и узлы выходят из строя. Чтобы восстановить их в полевых условиях, необходимо воспользоваться встроенными системами автодиагностики, а потом открыть нишу и добраться к поврежденной части.
В случае отсутствия отклика от стартера можно рассмотреть такие причины:
- Неисправности предохранительного блока.
- Отсутствие контактов в электрической проводке.
- Повреждение главного реле.
- Проблемы с замком зажигания.
- Отсутствие «массы».
- Проблемы с зажиганием на блоке управления.
Если стартер крутится, но машина не заводится, возможно, произошло повреждение топливного насоса или механический сбой в силовой установке. Кроме того, проблема возникает при «завоздушивании» топливных механизмов и повреждении иммобилайзера.
Плюсы и минусы
У ткани шерпа масса преимуществ. Синтетический меховой материал непривлекателен для вредителей и бактерий, что определяет его высокие гигиенические свойства. Среди плюсов текстиля стоит отметить такие качества:
- способность согревать и сохранять тепло;
- мягкость;
- плотность;
- эластичность;
- гипоаллергенность;
- внешняя привлекательность;
- простота в уходе;
- долговечность;
- широкая цветовая палитра;
- доступная цена.
- Кроме преимуществ, есть и недостатки. Состав материала не является минусом, поскольку материя демонстрирует высокие потребительские качества и по основным свойствам не уступает натуральному меху. Из недостатков можно отметить:
- сложность в крое и шитье;
- способность электризоваться.
Устройство
Шерп — вездеход повышенной проходимости, который справляется с преградами до 1 м в высоту и может передвигаться по болотистой, заснеженной и сложной местности. Схема аппарата разрабатывалась с учетом экстремальных условий эксплуатации, поскольку модель предназначается для сплошного бездорожья и отдаленных от цивилизации районов.
Трансмиссия
Силовая установка находится в центральной части транспортного средства. В ее качестве юзается 44,3-сильный дизельный агрегат японского производства Kubota V1505-t, выдающий 3000 об/мин. Рабочий объем двигателя составляет 1 398 см³. Турбированный дизель Sherp соответствует стандарту экологической безопасности Tier 4.
Вместе с двигателем функционирует 5-ступенчатая трансмиссия. Сцепление выполнено немецким производителем SACHS, что повышает надежность и устойчивость машины к агрессивной эксплуатации.
Ходовая часть
Ходовая часть рассчитана на пиковые нагрузки, что обусловлено специальным устройством колес. Они обладают следующими параметрами:
- Ширина — 60 см.
- Высота — 160 см.
Изначально конструировались колеса, а потом на их основе создавался кузов, силовая установка и составляющие ходовой части, отыгрывающие ключевое значение для проходимости техники.
Из-за отсутствия камеры низкого давления производителям пришлось реализовать новую систему взаимодействия дисков с шинами.
Для этого они использовали дополнительные крепежные элементы. Инженерам проекта пришлось дорабатывать протектор шин и избавляться от лишних элементов для проделывания углублений. В результате крепление шин становилось жестким, поэтому процесс их замены в полевых условиях усложнялся.
В машине реализована система автоматической подкачки шин, которая поддерживает оптимальное давление путем централизованной подачи выхлопных газов. После запуска мотора для накачки колес требуется всего 15 секунд.
Колесные оси жестко закреплены и не передвигаются в вертикальной плоскости. В качестве альтернативы для механической подвески используется пневмоциркуляционная система.
Ключевым достоинством пневмоциркуляционной подвески является постоянный контакт с поверхностью при езде по любому покрытию. Если вездеход сталкивается с преградой, колесо охватывает его, сохраняя равновесие.
Однако мягкий ход возможен только на низких или средних скоростях. В случае быстрого передвижения система не способна подавлять вибрации от неровностей.
Для управления снегоболотоходом Шерп используются 2 педали:
- Газа.
- Сцепления.
Кроме того, машина управляется 2 рычагами. Поворот осуществляется не рулевыми тягами, а посредством системы блокировки колес. Это улучшает маневренность, позволяя аппарату разворачиваться на месте.
Рекомендации в уходе
Что такое шерпа в одежде, знают многие. Чтобы сохранить привлекательность изделий и обеспечить им долговечность, нужно знать правила ухода:
Стирать вещи рекомендуется отдельно от других с добавлением гелевых средств при температуре 30 – 40 градусов. Нельзя использовать отбеливающие средства.
Отжим следует проводить бережно, на минимальных оборотах барабана.
Сушат вещи из шерпы при хорошей циркуляции воздуха, в расправленном виде. Изделие нужно развесить лицевой стороной (ворсом) вверх.
Нельзя гладить и отпаривать изделия из шерпы.
Для несъемной обивки и при сильных загрязнениях носимых вещей допустима химчистка.
Обилие модификаций
Российский Sherp производится в некоторых модификациях:
- Шерп Стандарт. Такой вариант обладает мягким тентом, колпаками для колес, сверхустойчивой полимерной окраской кузова, тремя аккумуляторными батареями, галогенной оптикой, а также тепло- и шумоизоляцией для моторного отделения.
- Шерп Кунг. Данная версия может похвастаться жестким кунгом, способным трансформироваться, когда это необходимо, в теплый мягкий салон. Благодаря использованию жесткого кунга обеспечивается наилучшая теплоизоляция внутреннего пространства Sherp.
- Sherp Pro. Рестайлинговый вариант, получивший облегченный кузов из алюминия. Кузов при таком раскладе окрашивается в достаточно агрессивный цвет.
- Sherp PICKUP. Это модификация вездехода Шерп, имеющая компоновку кузова типа «пикап».
Вдобавок к этому, у компании-производителя есть что еще предложить потенциальным покупателям. Не обошлось без добавочных опций к машине, которые приобретаются в качестве отдельной опции. Такой перечень может похвастаться:
- Прицепом для перевозки «Шерпа» на дальние расстояния;
- Четырьмя дополнительными топливными баками, которые размещаются в колесные диски;
- Генератором 60А;
- Комплектом LED-освещения.
Устройство
Довольно важный момент, что российский вездеход «Шерп» получил собственные отличительные черты и узнаваемое лицо. Благодаря же особенным конструкторским подходам, он еще и технически совершенен. Гарагашьян, например, особенно выделяет конструктивные особенности колес. Он создавал их на основе своего огромного опыта езды по бездорожью, применив технологии, которые запатентовал.
Во-первых, у «Шерп» очень большие по размерам колеса. Они достигают 1,6 м в диаметре, 60 см в ширину.
Такой подход применяется редко, но действительно хорош для вездехода. Правда, пришлось пожертвовать тем, что «Шерп» серьезно изнашивает шины при движении по асфальту. Производитель не рекомендует много ездить на вездеходе по твердому покрытию
Во-вторых, колесо на «Шерп» устроено довольно сложно. Оно представляет собой цельную конструкцию для шины и диска (из-за применяемой автоматической системы подкачки), поэтому разбортировать самостоятельно узел не получится. Внутри дисков предусмотрены дополнительные баки (4х50 л). Шина защищена от проколов и не имеет камеры. Характерная особенность колес – они у «Шерп» со сверхнизким давлением. Это значительным образом повышает проходимость даже на самом сложном рельефе.
На вездеходе нет классической подвески, а колесные оси сразу крепятся к корпусу. Но плавность хода у него достаточная. Опять же, за этот аспект отвечает еще одна находка конструктора – пневмоциркулярная подвеска. Другими словами – при движении давление из одного колеса может перемещаться в другое (по специальным трубкам), таким образом машина аккуратно переваливается через камни и стволы деревьев до 1 м высотой, движется под боковым уклоном до 35⁰ и хорошо сглаживает неровности.
По своим размерам вездеход «Шерп» скорее можно отнести к мини-внедорожникам. Высота машины достигает 2,3 м (но это величина не постоянна из-за особенностей колес низкого давления, которые спускаются и накачиваются). Длина равняется 3,4 м, ширина – 2,5 м. В целом, автомобиль сложно опрокинуть за счет того, что он крайне устойчив из-за широких колес.
Он на «Шерпе» в максимальном состоянии составляет до 600 мм, но тоже зависит от того, как сильно накачаны колеса. Днище гладкое, чтобы скользить по грязи и не цепляться за камни и ветки.
На вездеходе стоят вентилируемые гидравлические тормоза. «Шерп» также стал обладателем достаточно продуманной, но аскетичной кабины из алюминия (модель Pro) и других сплавов металлов, устойчивых к коррозии. Попасть в машину можно спереди через откидывающийся борт и поднимающуюся раму лобового стекла. В задней части также есть дверь багажника.
В передней части установлены два сиденья: для водителя и пассажира. Управление осуществляется двумя рычагами. Поворачивает вездеход не с помощью рулевых тяг, а по принципу блокировки колес одного из бортов. Этот момент повышает маневренность и дает возможность поворачивать практически на одном месте.
Панель управления представлена основными приборами, которые разместили вверху, в районе козырька. Под рукой и водителя также будут кнопки включения света, дворников, поворотников и навигатор. Внизу – педали газа и сцепления. Между сиденьями – рычаг коробки передач и ручного тормоза.
Задняя часть вездехода представляет собой удобный салон, в котором на боковых лежанках могут легко лечь два человека в полный рост.
В полу предусмотрены закрываемые ящики, в которых можно хранить провизию. На стенках имеются зацепы и карманы для компактного размещения ружей, удочек и других инструментов. Достаточно важный момент для вездехода – возможность осуществить практически любой ремонт прямо из кабины. Для этого можно открыть ниши, через которые появится доступ к ходовой или двигателю.
Аналогичные вездеходы
Вездеход Шерп не является единственным отечественным внедорожником. Среди его конкурентов самоходные машины Трэкол, Викинг, Литвина, Шатун, Хунта и Аркос.
Трэкол 39041
Эта модель выполнена в цельнометаллическом кузове, с широкими крыльями и удобными подножками. Плавает со скоростью 3 км/ч. При установке подвесного лодочного мотора скорость может увеличиться до 10 км/ч. Трэкол имеет такие ТТХ:
- длину — 439 см;
- ширину — 255 см;
- высоту — 251 см;
- дорожный просвет — 49 см.
Оснащается двумя силовыми агрегатами: ЗМЗ — 40905.10 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. или дизельным мотором с турбонаддувом объемом 2,5 л и мощностью 83 л.с. ДВС работают с 4- и 5-ступенчатыми МКПП.
Викинг 29031
Этот 7-местный снегоболотоход может развивать скорость до 80 км/ч, вплавь — до 12 км/ч. Имеет небольшой расход топлива — около 13 л/100 км. Отличается высокой проходимостью, способен преодолевать уклоны под углом 35°.
Оснащается 2 вариантами дизельных силовых агрегатов — 2,5 и 2 л, мощностью 110 и 140 л.с., которые работают с механической или автоматической коробками.
Литвина 3903
Снегоход предназначен для перевозки людей и грузов в любых климатических условиях: от +45 до -45°С. Имеет двойной пластиковый утепленный кузов, защищающий пассажиров от холода. Скорость передвижения на суше составляет 50 км/ч, на воде — 3 км/ч.
На вездеход устанавливаются 2 вида дизельных двигателей — объемом 2 и 2,2 л, мощностью 83 и 48 л.с., работающих с 4-ступенчатой МКПП.
Шатун Нео
Это один из лучших снегоболотоходов, преодолевающий любые водные препятствия и барьеры высотой до 1 м. Такой 7-местный вездеход развивает скорость до 40 км на суше и до 6 км в воде. Масса составляет около 1800 кг, грузоподъемность — 1000 кг.
На вездеход устанавливается дизельный двигатель объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., работающий с 5-ступенчатой МКПП.
Хунта
Снегоход может преодолевать снежные заносы, пески, болота и водные преграды. Плавает он за счет движения колес и дополнительного винта, вращающегося с помощью двигателя. Скорость вплавь — до 8 км/ч, по суше — до 70 км/ч. Кузов изготовлен из стеклопластика.
На машину устанавливаются бензиновый двигатель объемом 1,7 л, мощностью 95 л.с. или дизельный мотор объемом 1,9 л, мощностью 120 л.с. Агрегирует с 5-ступенчатой МКПП.
Аркос 800
Этот вездеход улучшенной проходимости на шинах низкого давления хорошо плавает и может перевозить по воде грузы до 350 кг. Машина имеет стеклотканевый алюминиевый кузов и установленные с автомобиля Волга мосты.
Двигатель объемом 1,5 л и мощностью 103 л.с. работает с автоматической коробкой. Отличается простотой в ремонте и обслуживании машины.
Как сделать своими руками
Подобие вездехода Шерп можно собрать в домашних условиях своими руками. Для этого понадобится немного опыта и средств.
Расходники и инструменты
Для изготовления самодельного снегоболотохода нужно приготовить такие инструменты и расходные материалы:
- сварочный аппарат;
- набор гаечных ключей и отверток;
- молоток;
- болгарку;
- дрель;
- профтрубу прямоугольного сечения;
- болты, гайки, заклепки;
- металлические и алюминиевые листы.
При сборке могут понадобиться мелкие дополнительные материалы.
Чертежи и схемы
В первую очередь нужно составить чертеж, по которому будет собираться машина. На схеме необходимо подробно указать размеры, а также точное расположение всех узлов и агрегатов.
Подробная инструкция
Для начала необходимо подготовить рабочее место. Желательно организовать его в теплом гараже или под навесом, т.к. сборка может длиться не один месяц.
После подготовки инструментов и места можно приступать к работе:
- Из профильной трубы согласно чертежам сваривается стальная рама.
- Посредине рамы устанавливается силовой агрегат. Двигатель оригинального Шерпа дорогой, поэтому можно поставить мотор из автомобиля Матиз или ВАЗ.
- Колеса можно установить с грузового автомобиля Краз-255 Б, но придется немного изменить протектор.
Такой видоизмененный Шерп хорошо плавает и преодолевает бездорожье. На материалы уйдет около 250 000 руб.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Отличной проходимостью;
- Высокой маневренностью;
- Довольно большой скоростью передвижения;
- Плавностью хода;
- Возможностью свободного выхода из воды на берег или ледовую поверхность;
- Колесами, которые предотвращают налипания грязи, снега и льда;
- Высокой надежностью конструкции;
- Удобным доступом к основным техническим узлам;
- Объемным внутренним пространством, которое позволяет размещать до 4-6 людей;
- Удачной климатической установкой, которая может обеспечивать эффективный обогрев и вентиляцию.
Минусы машины
- Небольшой моторесурс (необходимо техническое обслуживание через каждые 50 моточасов);
- Отсутствуют боковые двери в переднем отделении;
- Слабая надежность цепей;
- Цена;
- Стоимость ремонта.
Использование вездехода на рыбалке
Рыбаки очень любят такие машины, так как они позволяют добраться к отдалённым водоёмам, которые находятся вдалеке от общественных дорог. Также вездеход позволяет перемешаться непосредственно по самому водоёму, что позволит вам, к примеру перебраться на противоположный берег, при этом не применяя лодку.
Вездеход «Шерп», к примеру, позволяет передвигаться водоёмам с различной глубиной. Также стоит сказать, что особо отчаянные рыбаки ловят непосредственно прямо с этого аппарата, предварительно заплыв на необходимую точку ловли. Причём скорость передвижения по воде очень неплохая, на вёслах такую скорость развить будет крайне трудно.